ордена трудового красного знамени
ао "научно исследовательский институт
электронных приборов"

Всегда попадаем в цель!

 

Планирование вместо попыток угадать

12.12.2013
Планирование вместо попыток угадать Достаточно сказать, что по прогнозам новый комплекс, первую часть которого открыли 6 июня, будет давать дополнительно продукции на сумму примерно один миллиард рублей в год.
Совместив приятное с полезным, на церемонию открытия были приглашены все руководители предприятий оборонно-промышленного комплекса Новосибирской области. И как бы ни был важен факт сдачи в эксплуатацию нового корпуса, кульминационным моментом все же стала встреча «с глазу на глаз» директоров оборонных предприятий c вице-премьером, предложившим  без традиционных «говорилок» в очередной раз промониторить их проблемы.
Коллективно подготовившиеся к встрече руководители предприятий выдвинули на передний план следующие принципиальные вопросы: применение импортной элементной базы и импортозамещение; инвестиционная поддержка конкретных проектов и принципиальное преодоление неплановости экономики.
По вопросу импортозамещения как всегда конструктивно выступил заместитель генерального директора по развитию НИИЭП Валерий Григорьевич Эдвабник, высказавший мысль о том, что импортозамещение далеко не всегда хорошо для предприятий ОПК. Особенно если речь идет об элементной базе. Этот вопрос  необходимо прорабатывать коллегиально со всеми руководителями оборонных предприятий, кого он касается напрямую, а не полагаться на мнение предприятий электронной промышленности, сформированное их потребностями. Неплохо бы присмотреться к опыту Китая и Тайваня, осваивающих новые технологии и выпускающих «кирпичи» для наших изделий. Образно говоря, они изготавливают «пустую» микросхему из сотен тысяч и миллионов триггеров, куда можно ввести необходимые связи и создать специализированную большую интегральную схему (СБИС). Мир давно идет по этому пути создания программируемых логических интегральных схем (ПЛИС). СБИС же создается умом разработчика и технологиями внутренних соединений. НИИЭП приобрел такую технологию еще в 2000 году, заключив соглашение с разработчиком ПЛИС на программное обеспечение по проектированию устройств на таких схемах. И на ПЛИС, которые приобретаются на Востоке, НИИЭП выпускает собственные микросхемы под свои задачи.
Гораздо острее перед предприятиями приборостроения стоит проблема корпусирования отечественных микросхем. Потому что если брать за основу разработку конкретных микросхем, можно технологически отстать практически безнадежно. Мир давно дал нам понять, каким будет инструментарий будущего проектирования электронных схем: жесткие компоненты заменит некий набор компонентов, размещенных на одной подложке. Схема и конструируется на ней «мозгами разработчика». Однако именно эта база у нас отсутствует. Разрабатывается она только в США, но спустя некоторое время выпускается в странах Юго-Восточной Азии, включая Китай, откуда и поступает в Россию.
Чем может грозить эмбарго на приобретение элементной базы за рубежом? По мнению Валерия Григорьевича, технологическим отставанием на несколько лет по причине недоступности самого нового. Попытки же заказать нечто  на местном уровне уперлись в огромный пласт проблем управленческого и коммуникативного характера. И пока аналоги будут создаваться, жизненный цикл производства изделий, где можно было бы их использовать, подойдет к концу. Пока электронная промышленность России освоит производство одного компонента, в мире появятся десятки новых с более высокими параметрами. Тем более что цена отечественных аналогов окажется больше импортных в разы.
Кроме того, существенным является и тот факт, что подготовка и обучение специалистов в ВУЗах проходит преимущественно на импортной элементной базе из-за доступности софта для моделирования и программирования. Переучивание на большинстве предприятий на устаревшую элементную базу приводит, по мнению опытного управленца, к тому, что это становится неинтересным талантливым молодым людям, и они не задерживаются в «оборонке». Провал 90-х годов уже привел к оттоку высококвалифицированных специалистов из ОПК, где работники в возрасте 35—45 лет сегодня для многих предприятий — большая редкость. Как правило, коллективы «расслоились» по возрастному признаку на знающих, как строить систему, но пожилых, и молодежь, владеющую навыками автоматизированного проектирования и знанием импортных ЭРЭ.
Памятуя высказанное Дмитрием Олеговичем не далее как весной нынешнего года на встрече в НГТУ мнение о необходимости создания условий для привлечения и стимулирования молодых инженерных кадров, генеральный директор НИИЭП Амир Энверович Алямов рассказал об уже действующих годами на предприятии подобных мерах для тех, кому присвоен статус молодого специалиста сроком на пять лет. Это: компенсация проезда в городском транспорте (20% от величины прожиточного минимума — 9735 руб.); дотация на аренду жилья (110% от величины прожиточного минимума – 9 735 руб.); получение единовременной выплаты при приеме на работу в размере двойной оплаты прожиточного минимума (17 700 руб.); получение бесплатных путевок на санаторное лечение; оплата отдыха в детских лагерях; оплата обучения в высших учебных заведениях; бесплатное образование в учебных заведениях с договорным закреплением на предприятии в течение пяти лет после завершения обучения; ежегодная надбавка к отпускным (в размере 10% от средней заработной платы по предприятию – 3 500 руб.); надбавка к заработной плате (50% от величины прожиточного минимума – 4 425 руб.); предоставление беспроцентной ссуды на приобретение жилья; компенсация процентной ставки по ипотечному кредиту до одного миллиона рублей с условием отработки на предприятии в течение 10 лет; возмещение оплаты содержания детей в детских дошкольных учреждениях.
Вместе с тем заботливое и дальновидное руководство НИИЭПа не преминуло воспользоваться предоставленной возможностью и похлопотать перед представителем высшего эшелона власти страны об устранении правовых препятствий для более полной заботы о молодых специалистах, роднящих его с предприятием. Речь шла об изыскании  возможности квотирования мест в детских дошкольных учреждениях для детей молодых специалистов и рабочих ОПК, о внесении в законодательные акты норм о предоставлении права молодым специалистам на включение их в члены ЖСК с последующим предоставлением им беспроцентной банковской ссуды для уплаты первоначального паевого взноса с последующим возвратом ежемесячными платежами из заработной платы, что возможно  решить только на уровне Правительства РФ.
Прозвучали от руководства предприятием и конкретные предложения по вопросам импортозамещения в ОПК.
А новосибирской холдинговой компании ОАО «НЭВЗ-Союз», выступающей по ряду известных проектов, отвечающих нуждам ОПК, в партнерстве с  ОАО «РОСНАНО» потребовался новый стратегический инвестор уровня государственной корпорации – ГК «Ростехнологии» или иной. О чем глава холдинга В. С. Медведко и сообщил вице-премьру Д. О. Рогозину.
Программно, с точки зрения интересов ОПК, но, на самом деле, — и всей страны, выступил перед собравшимися и вице-премьером Рогозиным, в частности, генеральный директор ХК «Электросигнал» Николай Николаевич Рычков.  
— Всем нам хорошо известно, что управление — это планирование, учет и оперативное регулирование. При проведении кардинальных экономических реформ с либеральным уклоном и в соответствии с рекомендациями гарвардских консультантов и других специалистов организации рыночной экономики, преимущественно из США, были ликвидированы базовые структуры управления народным хозяйством. Это, прежде всего, Госплан, Госкомцен и отраслевые министерства. Однако последовавшие 20 лет не принесли России и её народу заметного процветания. Более того, зависимость российской промышленности от импорта, особенно при обострении международной обстановки, обусловливает необходимость принятия кардинальных мер. И в этих условиях обращение к опыту предыдущих поколений, опыту работы промышленности нашей страны в различные периоды нашей истории представляется более чем оправданным.
Основой для управления такими большими системами как промышленность страны является планирование. Не прогнозирование, не попытки угадать, куда и как пойдёт промышленность, какие результаты могут быть получены (может быть), а сбалансированное планирование развития ключевых отраслей  страны (и её обороноспособности). В этой связи правомочен  вопрос о восстановлении в системе управления народным хозяйством Госплана как главного планирующего органа. Разумеется, речь не идёт о предложении вернуться к тотальному планированию. Производство товаров народного потребления может (и должно) регулироваться рыночными механизмами (с учётом их преимуществ и недостатков). Не надо на уровне государства планировать производство колготок, туалетной бумаги и яиц и многого, многого другого. Но производство продукции для потребностей государства (и прежде всего — для его обороны) должно жёстко планироваться!
Эти планы должны доводиться до всех звеньев промышленности, их выполнение — строго контролироваться и, при необходимости, должны вырабатываться и реализовываться управляющие (корректирующие) воздействия.
Одним из важнейших элементов планирования является цена на продукцию и услуги. Нет сомнений, что рыночное ценообразование для большинства товаров народного потребления является предпочтительным. Но на продукцию и услуги для государственных нужд и сейчас применяются элементы государственного регулирования. Однако это регулирование фрагментарно и создаёт больше проблем, чем их решает.
Так, цены на продукцию для госзаказа регулируются с помощью дефлятора экономики. Но это распространяется только на первый и второй уровни исполнителей госзаказа. В лучшем случае и частично в это регулирование вовлекается и третий уровень. Но на четвёртом и последующих уровнях уже правит бал полная ценовая вакханалия. Поставщики материалов и элементной базы устанавливают цены на свою продукцию самостоятельно и исключительно исходя из собственных интересов.
Этому способствуют и некоторые решения государственных органов управления. Например, прошлогоднее решение правительства привело к более чем удвоению для промышленности стоимости одного киловатт-часа электрической энергии. В результате основные производители сложной наукоёмкой продукции оказываются между молотом государства и наковальней производителей материалов комплектующих изделий.
Решение этой проблемы возможно созданием (или воссозданием) полноценного Государственного комитета по ценам (Госкомцен), регулирующего цены по всей производственной цепочке товаров и услуг для государства. Разумеется, этот орган будет чрезвычайно коррупционно опасным. Но это уже другая проблема, и для одного госоргана можно разработать достаточно эффективные антикоррупционные меры.
В лихие 90-е годы прошлого столетия, годы тотального экономического кризиса в отдельно взятой стране,  на одной шестой земной суши была создана система учёта и поддержки людей, временно потерявших работу. И тогда это было совершенно оправданно и даже почти гуманно. Но прошли годы (и десятилетия). Всё теперь совершенно иначе: работников вновь не хватает! В России привлекается труд миллионов гастарбайтеров, но по-прежнему миллионы россиян получают пособия по безработице, а десятки тысяч чиновников получают зарплату за их учёт и обслуживание. Не пора ли прекратить это расточительство? Сегодня, по мнению многих работающих людей, безработица достаточно условна. Более того, усилиями власти и бизнеса создаются всё новые и новые рабочие места, хотя и уже имеющиеся остаются вакантными. По-видимому, планировать необходимо не только выпуск продукции, но и создание новых рабочих мест и не затрачивать на их создание избыточные ресурсы, если потом на них некому будет работать.
И последнее. В последние годы наметилась монополизация производства продукции, в том числе и оборонной. Конечно монополизация — это большое удобство для монополий! Несколько лет тому назад, на итоговом совещании предприятий радиоэлектронной промышленности первый генеральный директор концерна «Созвездие» Юрий Иванович Борисов и генеральный директор концерна «Вега» Владимир Степанович Верба в своих выступлениях предложили нашим потенциальным заказчикам (прежде всего, Министерству обороны) не тратить время и силы на поиск исполнителей для обеспечения потребностей обороны, а всё заказывать концернам. Входящие же в концерны предприятия сами будут принимать решения, что конкретно делать.
Прекрасная позиция для концернов и входящих в них предприятий! А хорошо ли это для разработки и выпуска конкурентоспособной продукции? Весьма сомнительно! Ведь за пределами концернов остается достаточно много предприятий, обладающих уникальным потенциалом по отдельным, иногда ключевым, вопросам.
Разумеется, «шарашки» не смогут разрабатывать и выпускать сколь-нибудь сложную и наукоёмкую продукцию, но и гиганты-монополисты без жёсткой конкуренции между ними могут отдавать предпочтение внутрифирменным интересам.
Может быть, пора восстанавливать и отраслевые министерства? Хотя бы знаменитую «девятку» оборонных?
В настоящее время резко возросла потребность в нашей продукции. Соответственно возросла и потребность в материалах и ПКИ. Рыночные механизмы в условиях дефицита работают, но очень медленно. Необходимо увеличивать долю государственного управления.
Подчеркиваю, не регулирование с помощью различных рыночных механизмов («примочек»), а именно прямое государственное управление ускоренным увеличением производства необходимых материалов и комплектующих изделий. И, разумеется, их разработкой.
Были на совещании и другие выступления.
Мэр  Новосибирска Анатолий Локоть, отметив усилия вице-премьера Д. О. Рогозина по повышению престижа новосибирской науки, просил не забывать о «дремлющем» потенциале новосибирской промышленности, особенно предприятий ОПК. Руководители оборонных предприятий и институтов СО РАН высказали ещё ряд пожеланий.
В заключение Д. О. Рогозин прокомментировал каждое выступление и, как показали буквально следующие дни, начал реально «продвигать» некоторые инициативы.
Резюмируя, можно сказать, что от встреч с Д. О. Рогозиным у присутствующих преобладает мнение: просто, ясно, толково. Только сможет ли «один в поле воин»?..

http://sovetdirectorov.info/5613027/7173463/8330674/8330721/

Возврат к списку